Пользовательского поиска

Девиантное поведение

1. Виды и классификации девиантного поведения
2. Социально-психологические факторы девиантного поведения.
3. Сексуальные перверзии – парафилии. Клинико-психологическая характеристика.
4. Агрессивное поведение. Классификация форм агрессивного поведения.
5. Сексуальное насилие. Основные психологические теории сексуального насилия.


Тема 1. Понятие девиантного поведения.
Феномены отклоняющегося поведения как предмет исследования различных наук: социологии, криминологии, медицины, психологии. Отклоняющееся поведение: определение понятия и классификации девиантного поведения в рамках различных наук. Социальная значимость отклоняющегося поведения.

Поведение девиантное ( лат. deviatio отклонение) – 1) поступок, действие человека, несоответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данной обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, несоответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные (социальное, научное, техническое, художественное, социально-политическое, экономическая предприимчивость и т.д.) отклонения служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Негативные – дисфункциональные, дезорганизуют систему, подрывают подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д. В большинстве случаев, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она становится характерной не только для отдельных лиц. Она становится коллективный: на основе единичных девиантных поступков формируется образ поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к созданию новой субкультуры, основные принципы которой стимулируют «нарушение правил». Один и тот же вид поведения в разных культурах и в разное время может признаваться девиантным.


Тема 2. Понятие «нормы» и его связь с отклоняющимся поведением
Природа, функции и типология норм. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, общая характеристика. Критерии психической нормы.
Норма(от лат. norma - руководящее начало, правило, образец), как таковая имеет несколько значений: 1) узаконенное установление или признанный обязательным порядок. 2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки). Социальная норма - это набор правил поведения, это социальное давление, при помощи которого осуществляется регуляция поступков и намерений индивидов в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).Различают следующие наиболее общепринятые виды норм: формализованные правила, правила морали, образцы поведения.
Понятие нормы относится, главным образом, к социальным экспектациям (ожиданиям) "правильного" или "надлежащего" поведения, нормы подразумевают наличие какой-то законности, несут в себе оттенок согласия и предписания, т.е. требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.
Социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников).



Тема 3. Социально-психологические факторы девиантного поведения.
Факторы группового влияния на личность - конформизм, давление, авторитаризм, феномен деиндивидуализации, диффузия ответственности. Вклад этих факторов в развитие отклоняющегося поведения. Механизмы влияния личности на группу. Влияние СМИ на девиантное поведение.
Конформность - эффект изменения поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Эксперименты М.Шерифа (формирование норм) и С.Аша (исследование давления группы) как иллюстрация механизма влияния группового мнения на поведение. Эффект социальной лености - ослабление прилагаемых усилий в условиях снижения групповой оценки. Боязнь оценки как фактор, контролирующий отклонения в поведении в группе. Вклад эффекта «очевидца» в возникновение попустительского поведения. Эксперименты Ф.Зимбардо, объясняющие механизм влияния социальной роли на девиантное поведение в группе ("надсмотрщики-заключенные"). Концепция А.Бандуры о роли социального научения в формировании отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в больших группах: эффекты заражения, деиндивидуализации, влияние возбуждения и отвлекающих действий. Роль лидера в генезе группового девиантного поведения. Роль телевидения в развитии агрессивного и девиантного поведения: возбуждающее, растормаживающее действие и подражание (исследования Дж. Гербнера). Индивидуально-личностные диспозиции такого влияния.

Тема 4. Социологические подходы к рассмотрению причин отклонений в поведении.
История развития концепции отклоняющегося поведения и социального контроля. Основные теоретические подходы и школы. Концепция аномии (Э.Дюргейм, Р.Мертон). Теория субкультур (Т.Селли, У.Миллер). Теория стигматизации или наклеивания ярлыков (Г.Беккер). Конфликтологический подход (Р. Квинни).
В целом причинами девиантного поведения с точки зрения ведущих социологов можно считать противоречия социально-экономического и политического развития, с одной стороны, и индивидуальную социально-психологическая дезадаптацию с кризисом духовности, с другой.
Э.Дюркгейм подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать социальным нормам общества. С другой стороны, предложена концепция необходимости для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э Эриксон).
Теория Р.Мертона опирается на анализ факторов, способствующих принятию или отрицанию людьми целей общества, социально одобряемых средств их достижения или того и другого вместе. Типология девиаций: инновация (согласие с одобряемыми целями, но отрицание одобряемых способов их достижения), ритуализм (отрицание целей, но использование одобряемых средств), ретреатизм (бегство от действительности) и бунт.

Средства + Средства -
Цели + конформизм инновация
Цели - ритуализм ретреатизм

Культурологические объяснения (Т.Селли, У.Миллер) сосредоточены на анализе культурных ценностей (типа девиации возникают при усвоении норм субкультуры, которые противоречат правилам культуры господствующей).
Теория стигматизации или наклеивания ярлыков (Г.Беккер) объясняет девиантное поведение тем, что влиятельные группы обладают возможностью наклеивать ярлыки "девиантов" на представителей менее влиятельных групп.
Конфликтологический подход (А.Турк, Р.Квинни) придает основное значение сущности самого общества и его законодательной системы (девианты чаще бунтовщики).



Тема 6. Девиации в сексуальной сфере. Типология. Сексуальные девиации и психическое здоровье. Сексуальные перверзии – парафилии, клинико-психологическая характеристика. Сексуальные девиации по МКБ-10. Роль сексуальных девиаций в совершении сексуальных насильственных действий. Профилактика девиаций в сексуальной сфере.

Сексуальными девиациями называют отклонения от общепринятых форм полового поведения, не являющиеся патологическими. Сексуальные девиации - любое количественное или качественное отклонение от сексуальной нормы; при этом в понятие нормы включается поведение, соответствующее возрастным и полоролевым онтогенетическим закономерностям данной популяции, осуществляемое в результате свободного выбора и не ограничивающее в свободном выборе партнёра. В отличие от сексуальных девиаций, под сексуальными перверзиями понимают стойкие патологические извращения полового влечения, касающиеся объекта его направленности (тот же пол, животные, дети) или способа его удовлетворения (F64 - Расстройство половой идентификации; F65 - Расстройства полового предпочтения; F66 - психологические и поведенческие расстройства, связанные с сексуальным развитием и ориентацией; следует отличать от описываемых нарушений в рубрике F52 - Половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием).
Сексуальные перверсии не являются специфичными для какой-то определенной группы психических расстройств: чаще всего наблюдаются при расстройствах личности, а также при шизофрении, эпилепсии, старческом слабоумии, органических поражениях головного мозга, алкоголизме, наркоманиях.
Различают истинные перверзии и псевдоперверзии, которые в большинстве случаев нельзя отнести к половым извращениям, хотя и часто рецидивируют. Псевдоперверзии могут быть "компенсаторными", замещающими. Сексуальные влечения удовлетворяются в этих случаях извращенным путём только при существовании объективных препятствий для нормальной половой жизни (изоляция от гетеросексуальных партнёров, вынужденная сексуальная абстиненция, затрудняющий реализацию полового влечения физический недостаток, боязнь беременности или заражения). К истинным относятся перверсии, при которых половое влечение постоянно и неизменно реализуется извращенным способом и даёт единственную возможность полового удовлетворения Влечение к нормальной половой жизни у таких лиц отсутствует.
Иногда сексуальные извращения разделяют на 2 группы:
- Сексуальные извращения, при которых нарушается объект полового влечения - гомосексуализм (в МКБ-10 не выделяется, хотя в МКБ-9 был), педофилия (F65.4, сексуальное влечение к детям), геронтофилия (к лицам пожилого возраста), нарциссизм (аутофилия, аутоэротизм - половое влечение к собственному телу), инцест (половое влечение к ближайшим родственникам или кровосмешение), зоофилия ( скотоложество, содомия - половое влечение к животным), некрофилия (к трупам), фетишизм (F65.0, преимущественно, у мужчин - сексуальным объектом являются объекты, связанные с представлениями о женственности - обувь, бельё, другие предметы туалета или части женского тела), трансвестизм (F64.1 или F65.1, можно рассматривать как особую форму фетишизма, сексуальное удовлетворение получается при переодевании в одежду лиц противоположного пола; конечный этап - транссексуализм, F64.0).
- Сексуальные извращения, при которых нарушается способ полового удовлетворения -эксгибиционизм (F65.2, половое удовлетворение получается при обнажении гениталий), мазохизм, садизм, садо-мазохизм (F65.5; в МКБ-10 садизм и мазохизм объединены в садо-мазохизм), пигмалионизм (преимущественно у молодых мужчин, лишенных возможностей вести половую жизнь, когда сексуальное возбуждение возникает при созерцании статуй, живописных полотен с обнаженными телами, порнографических открыток), вуайеризм (визионизм, скоптофилия - сексуальное возбуждение возникает при подглядывании за обнаженными людьми или их половым актом, F65.3), плюрализм (триолизм - стремление к совершению полового акта в присутствии нескольких лиц) и др.

Систематика парафилий в МКБ-10F65. Расстройства сексуального предпочтения (парафилии).F65.0. Фетишизм.F65.1. Фетишистский трансвестизм (трансвестистский фетишизм).F65.2. Эксгибиционизм.F65.21. Эксгибиционизм, садистический тип.F65.22. Эксгибиционизм, мазохистический тип.F65.29. Эксгибиционизм неуточненный.F65.3. Вуайеризм.F65.4. Педофилия.F65.5. Садомазохизм.F65.6. Множественные расстройства сексуального предпочтения. F65.8. Другие расстройства сексуального предпочтения.


Тема 8. Агрессивное и аутоагрессивное поведение. Типология. Теоретические подходы к пониманию агрессии и агрессивности.

В обыденном сознании "агрессия" ассоциируется со множеством разнообразных действий, которые нарушают физическую или психологическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению (Хекхаузен, 1986).

С позиции науки можно выделить несколько определений понятия "агрессия", охватывающих почти все стороны изучения этого конструкта на сегодняшний день:

- агрессия понимается как акт присвоения, насильственного овладения материальными или идеальными объектами (в т.ч. властью над другими людьми). В рамках этого представления о человеке судят как об агрессивном, если он имеет стремление к лидерству и власти (цит. по: Ениколопов, 1994);

- в рамках поведенческого подхода (сюда относят и представителей фрустрационного направления - Берковица, Фишбаха) можно выделить два определения. Согласно одному из них, предложенному Бассом (Buss, 1961), агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям. Второе определение содержит следующее положение (Feshbach, 1964 и др.): чтобы действия были признаны агрессивными, они должны включать в себя намерения обиды и оскорбления;

- Зиллманн (Zillmann, 1979) понимает агрессию только как попытку нанесения другим телесных или физических повреждений. Он считает, что агрессия обусловлена возбуждением, т.е. состоянием, которое можно наблюдать (1983);

- большинством западных специалистов в области социальных наук принимается следующее определение: "Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения" (Бэрон, Ричардсон, 1997, стр.26);

- в отечественной психологии, наряду с выше перечисленными составляющими понятия "агрессия" (такими как намерение обиды и оскорбления, ущерб и др.), включается также и социальный аспект. Ниже представлены два определения, в которых делается попытка охватить все сферы проявления агрессии:

а) Агрессия - целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994);

Об агрессии говорят тогда, когда совершаются определенные действия, причиняющие ущерб кому- или чему-либо, а об агрессивности - в случае готовности индивида к таким действиям, которую обусловливает восприятие и интерпретация поведения другого соответствующим образом, т.е. агрессивность понимается как свойство личности (Реан, 1996).

Таким образом, анализируя все приведенные определения можно констатировать что, во-первых, агрессия понимается и очень узко (как нанесение другим повреждений), и очень широко, не различаясь с агрессивностью ("системное социально-психологическое свойство"); во-вторых, нет единого знаменателя: существует несколько групп подходов, где понимание агрессии, зачастую совершенно различно; в-третьих (как следствие), слабо разработана методическая база.


Различные исследователи выделяют следующие виды агрессии:

Арнольд Басе описал агрессию на основании 3-х шкал: физическая-вербальная, активная-пассивная, прямая-непрямая (1976). Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые, на его взгляд, подпадает большинство агрессивных действий.


Категории агрессии по Бассу.

|Тип агрессии |Примеры |
|Физическая - активная - прямая|Нанесение другому человеку ударов |
| |холодным оружием, избиение или |
| |ранение при помощи огнестрельного |
| |оружия. |
|Физическая - активная - |Закладка мини-ловушек; сговор с |
|непрямая |наемным убийцей с целью уничтожения |
| |врага. |
|Физическая - пассивная - |Стремление физически не позволить |
|прямая |другому человеку достичь желаемой |
| |цели или заняться желаемой |
| |деятельностью (например, сидячая |
| |демонстрация). |
|Физическая -пассивная - |Отказ от выполнения необходимых |
|непрямая |задач (например, отказ освободить |
| |территорию во время сидячей |
| |демонстрации). |
|Вербальная - активная - прямая|Словесное оскорбление или унижение |
| |другого человека. |
| |Распространение злостной клеветы или|
|Вербальная - активная - |сплетен о другом человеке. |
|непрямая |Отказ разговаривать с другим |
| |человеком, отвечать на его вопросы и|
|Вербальная - пассивная - |т.д. |
|прямая |Отказ дать определенные словесные |
| |пояснения или объяснения (например, |
|Вербальная -пассивная - |отказ высказаться в защиту человека,|
|непрямая |которого незаслуженно критикуют). |





2) Он же, а также Фишбах и Хартуп (Buss, 1961; Fechbach, 1964 и др.) выделяют еще два вида агрессии: враждебную и инструментальную. Враждебная (гневная) агрессия осуществляется с целью нанесения вреда или страдания объекту нападения. Инструментальная агрессия - это действие, которое является средством достижения определенной цели.

Хотя многие психологи признают существование различных типов агрессии, однако часто это положение вызывает полемику. По мнению А.Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, поэтому оба эти типа можно считать инструментальной агрессией (цит. по: Бэрон, Ричардсон, 1997).

В ответ на эту критику, некоторые ученые предложили разные определения для этих двух типов агрессии. О.Зиллманн заменил "враждебную" и "инструментальную" на "обусловленную раздражителем" и "обусловленную побуждением" (1970). Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления его вредного влияния. Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод.

Додж и Коти [1987] предложили использовать термин "реактивная" и "проактивная" агрессия. Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознанную угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата для агрессора (цит. по: Бэрон, Ричардсон, 1997).

Многие авторы, как было указано выше, разводят понятия "агрессии" как специфической формы поведения человека и "агрессивности" как психического свойства личности. Агрессия рассматривается как процесс (действие), агрессивность - как некоторая структура (Ениколопов, 1994).

В литературе, посвященной изучению агрессии, часто указывают на состояние враждебности, которое может служить импульсом к возникновению агрессивного поведения. Враждебность всегда направлена на определенный объект. Она выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности (Buss, 1961). Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявлять. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких чувств не питают.


В эмоциональном компоненте агрессивного состояния выделяется гнев. Часто человек, на всех этапах агрессивного состояниям (при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления, при оценке результатов) переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающего форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом, и не всякий гнев приводит к агрессивности. Совсем неверно было бы считать каждый гнев провоцирующим агрессию Существует 'бессильный' гнев при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме не выражается (Семенюк, 1991).

Можно выделить несколько теоретических подходов к пониманию агрессии.

1. Психоаналитический подход. Агрессия понимается в психоаналитической литературе очень широко. Она может включать в себя физическое или вербальное действие; сознательные или бессознательные желания напряженности, специфический тип психической энергии и идею инстинкта смерти (Storr, 1969). У З.Фрейда агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов; агрессивное поведение не только врожденное, берущее начало из встроенного в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса ("влечения к смерти") не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшить проявление более опасных действий (в психотерапевтической практике это называется "выходом гнева" ("агрессии")) (Фрейд, 1992).


2. Эволюционный подход. В рамках одного из направлений данного подхода, а именно этологического, началом агрессии считается врожденный инстинкт борьбы за существование, который присутствует у людей так же, как и у всех других существ (Лоренц, 1994). К.Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, накапливаясь с течением времени. Развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии и 2) наличие стимулов, облегчающих разрядку агрессии (там же).

3. Фрустрационный подход. Теория "фрустрации-агрессии" была предложена Доллардом с соавторами (Dollard et al., 1939). Агрессия определялась ими как "акт", целью которого является вред некоторой личности или объекту, а фрустрация - как такое условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытывают помехи. Фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Однако, проведенные экспериментальные исследования не установили жесткой связи между фрустрацией и агрессией. Один из авторов теории, Н.Миллер, ввел в нее поправки: фрустрация порождает различные модели поведения, а агрессия является одной из них. Он ввел понятие "провокация агрессии", в зависимости от силы которой агрессия могла быть либо наблюдаемой, либо нет (Muller, 1941).

Наиболее значительным изменениям эта теория обязана Л.Берковицу (Berkowitz, 1962). Именно он ввел понятие "гнев" как эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. Агрессия, по его мнению, не всегда бывает доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может быть подавлена. В концепцию "фрустрации-агрессии" он внес три существенные поправки:

а) Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;
б) даже при готовности агрессия не возникает без соответствующих посылов - средовых стимулов, связанных с актуальными или предшествующими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом;
в) выход из окружающей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям (Berkowitz, 1962).

4. Теория переноса возбуждения Д.Зиллманна. По мнению данного автора агрессия обусловлена возбуждением, т.е. состоянием, которое можно наблюдать и измерять (Zillmann,1979). Возбуждение имеет отношение к раздражению симпатической нервной системы, что находит выражение в различных соматических реакциях, таких как учащение пульса, повышение артериального давления и т.п. Возбуждение от одного источника может переноситься (накладываться) на другой, тем самым усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. В более поздних работах (1988, 1990) Д.Зиллманн утверждал, что возбуждение непосредственно взаимосвязано с познанием: оба компонента влияют друг на друга. При очень высоких уровнях возбуждения снижение способности к познавательной деятельности может приводить, в том числе, к агрессивному поведению, т.к. дезинтеграция когнитивного процесса создаст помеху торможению агрессии. При умеренном возбуждении сложные когнитивные процессы будут разворачиваться в направлении ослабления агрессивных реакций (цит. по Бэрон, Ричардсон, 1997).

5. Поведенческий подход. Его представителями являются А.Бандура и А.Басс.

Согласно А.Бандуре (Bandura, 1973) исчерпывающий анализ поведения требует учета трех моментов:
1) способов усвоения агрессивных действий:
2) факторов, провоцирующих их появление;
3) условий, при которых они закрепляются.

Теория социального научения (часто рассматриваемую в рамках поведенческого подхода) А.Бандуры изучает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения (Bandura, 1973). Эмпирические данные свидетельствуют о том, что наказание может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий. Последнее подтверждается наблюдениями и анализом поведения в реальных жизненных ситуациях. Р.Сире с коллегами обнаружили положительную корреляцию между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой и интенсивностью наказания, применяемою матерями этих детей (Sears, Maccoby, Levin, 1957).

Одним из родоначальников поведенческого подхода является Арнольд Басе С его точки зрения, фрустрация - это блокирование процесса инструментального поведения. Он вводит понятие "атака" - акта, доставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую (Buss, 1961). А.Басе указал на четыре фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:

1) Частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен.
2) Частота достижения успеха путем агрессии приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может переживаться внутри и вызывать резкое ослабление гнева; он может быть и внешним, выражающимся в устранении какого-либо препятствия или достижение вознаграждения.
3) Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком могут облегчить развитие у него агрессивности.
4) Темперамент, т.е. характеристики поведения, которые появляются в начале жизни и остаются относительно неизменными. К переменным темперамента, влияющим на развитие агрессивности, А.Басс относит импульсивность, интенсивность реакции, уровень активности и независимости. По мнению автора, независимость связана со стремлением к самоуважению и защите от группового давления. Важным компонентом независимости является также и непослушание (Buss, 1961).


Сафуанов типы криминальной агрессии в зависимости от ситуативных и личностных факторов (агр +-, сдерж +-)
Теории сексуального насилия –
Понятие изнасилования как принуждения к сексуальной близости против желания включает в себя широкий спектр случаев: от ситуаций, когда незнакомый человек внезапно нападает на жертву, используя оружие или угрожая им, нанося физические повреждения, - до ситуаций, когда насильник и жертва были знакомы друг с другом и, может быть, даже имели сексуальные контакты прежде. Ситуации первого типа (в западной литературе их называются жестокими, или блиц-изнасилованиями) составляют, вопреки распространенному мнению, меньшую часть всех изнасилований. Ситуации второго типа (их называют изнасилованиями "доверия", изнасилованиями знакомыми) составляют большую, хотя и почти всегда скрытую от посторонних глаз, часть этих преступлений.
Первое психологическое исследование жертв изнасилования было проведено в США в 1974 году (Burgess, Holmstrom, 1974). В нашей же стране, вплоть до недавнего времени, изучение любых аспектов сексуальной жизни находилось, как известно, под идеологическим запретом, и сфера половой преступности была исключительной прерогативой криминологов. В этой области не проводилось серьезных и комплексных исследований; криминологические статьи содержат в основном лишь демографические характеристики преступников, описания их поведения и ситуаций насилия. Психиатрические исследования, основанные на патологическом материале, тоже не всегда могут претендовать на статус объяснительных теорий изнасилования: большинство совершающих насилие психически здоровы, а если у них и обнаруживаются психические отклонения - для объяснения всего спектра ситуаций изнасилования только психиатрической точки зрения недостаточно (см. Антонян, 1990).
Изнасилования, как девиантная форма сексуального поведения, должны рассматриваться комплексно, и, наверное, ни одна проблема не включает в себя таких сложных переплетений правовых, медицинских, социальных, культурных и психологических аспектов. В середине 70-х годов XX века возникли три новые теоретические версии объяснения изнасилования: феминистская, теория социального научения и эволюционная.
Феминистская теория. Ее можно считать наиболее распространенной (и, пожалуй, наиболее популярной у нас сейчас) (Brownmiller, Gordon, Riger, Schwendinger T.&H. и др.). Этот подход рассматривает изнасилование как результат давних и глубоко укоренившихся социальных традиций, согласно которым мужчины доминируют практически во всех социополитических и экономических сферах (отражением и усилением этого мужского доминирования и эксплуатации женщин, по мнению феминистов, служат явления порнографии и проституции). Феминисты утверждают, что в патриархальном обществе существует тенденция не расценивать женщину как равноправного участника межличностных взаимодействий. Крайним выражением этой тенденции является взгляд на женщину как на собственность. Изнасилование по этой теории - "псевдосексуальный акт", мотивируемый желанием власти и контроля, а не сексуальным влечением, а сексуальная интимность и эксплуатация в данном случае лишь используются мужчинами для поддержания их первенства. Страх возможного изнасилования и других форм сексуального посягательства сужает круг активности женщины до относительно "безопасного" поведения.Феминисты считают, что изнасилование - преступление, связанное с властью и помогающее удерживать женщину на более низком социальном уровне.
Согласно феминистской теории , большую роль играют факторы установок и "мифов", существующих в обществе относительно сексуального насилия . Исследования подтверждают, что насильники имеют более агрессивные по отношению к женщинам и более оправдывающие изнасилования установки, чем другие мужчины (Burt, 1980).
Теория сексуального научения (Bandura, Donnerstein, Linz и др.).Толчком к созданию этой теории послужил следующий факт. В 1973 году президентская комиссия по порнографии заключила, что распространение порнографии не имеет тенденции усиливать агрессию или другие формы асоциального поведения. Этот вывод был подвергнут сомнению: было проведено исследование A.Bandura (Bandura, 1973), которое показало, что многократное предъявление любых стимулов имеет тенденцию образовывать положительное отношение к этим стимулам. Bandura предполагает, что агрессивному поведению научаются большей частью через имитацию моделей, которые исходят в основном из трех источников: 1) ранние ассоциации с членами семьи и/или сверстниками; 2) культура и субкультура; 3) в настоящее время - средства массовой информации.
Bandura рассматривает телевидение и другие визуальные средства массовой информации, как имеющие особое влияние, так как они:а) "учат" актуальным методам агрессии; б) очень редко дают примеры нормального социального подавления агрессии; в) уменьшают восприимчивость к насилию путем многократного предъявления; г) "учат" методам рационализации и оправдания агрессии.
Теория социального научения рассматривает изнасилование как часть агрессивного поведения по отношению к женщинам, усвоенного через четыре взаимозависимых процесса:1) "эффект модели" - имитация сцен изнасилования и других видов насилия над женщиной, которые можно увидеть в реальной жизни и в средствах массовой информации;2) "эффект связи секса и насилия" - образование ассоциаций между сексуальностью и насилием (в результате многократного предъявления порнографии); 3) "эффект мифов" - вера в многочисленные мифы, касающиеся сексуального насилия ("нет" означает "да", "женщина втайне мечтает быть изнасилованной" и т. п.); 4) "эффект нечувствительности" - снижение восприимчивости к чужой боли,страху и унижению, сопровождающим сексуальное насилие.
Эволюционная теория (Deutch, 1944).Здесь, вероятно, впервые было выделено предположение о том, что склонность к сексуальному насилию может иметь эволюционный базис. В этой теории утверждается, что потеря на определенный период сексуальной восприимчивости у женщин означает начало ее подчинения сексуальному желанию мужчины; что изнасилование может быть одним из последствий этого. Современными представителями эволюционной (или социобиологической) теории являются Barash, Symons, Shields, Quinsey и другие. Наиболее общими для них являются следующие аргументы: мужские и женские особи, особенно среди млекопитающих, склонны к разным типам распределения времени и энергии на задачи репродукции. Среди практически всех видов млекопитающих для самок особенно важна забота о потомстве, в то время как самцы стремятся к наличию наибольшего возможного количества сексуальных партнеров. Чтобы объяснить, почему возникают такие половые различия, следует заметить, что самкам, в отличие от самцов, приходится посвящать большое количество репродуктивного времени и энергии вынашиванию и выращиванию потомства. Кроме того, самцы находятся в более "невыгодном", по сравнению с самками, положении по способности идентифицировать собственного детеныша после рождения. Таким образом, по двум причинам - меньшему участию самца в воспитании потомства и меньшей родительской уверенности - можно заключить, что время и энергию, которые самец не тратит (и не может тратить) на вынашивание потомства, он отдает другим видам репродуктивной активности. Поэтому, как считают сторонники эволюционной теории, мужские особи более склонны к образованию поведенческих черт, увеличивающих их шансы на осеменение большего числа женских особей, чем черт, благоприятствующих постоянной заботе о нескольких детенышах. Если это верно, то насильственная копулятивная тактика (изнасилование) может быть результатом естественного отбора. В то время как естественный отбор отдает предпочтение мужчинам, использующим насильственную тактику для оплодотворения женщины, он будет благоприятствовать женщинам, которые этой тактике сопротивляются. Насильственная копуляция не оставляет женщине возможноаи выбора отца для будущего ребенка, а ее выбор должен быть сделан в сторону уменьшения различий во вкладе сил в выращивание потомства (эта селекция особенно сильна среди таких видов, где срок вынашивания потомства относительно велик). Самка остается невосприимчивой к любовным увертюрам партнера до тех пор, пока он не продемонстрирует ясное намерение долговременных отношений с ней и возможным потомством; тем самым она увеличивает свой репродуктивный потенциал.
Итак, эволюционная теория рассматривает агрессивную копулятивную тактику как крайнюю реакцию на естественный отбор, который заставляет мужчину быть более напористым в попытках копуляции, чем женщина. Однако из-за того, что насильственная копуляция редуцирует возможность женщины отдавать предпочтение мужчине, который будет заботиться о ней и о детях, у нее наблюдается тенденция избегать насильственной копуляции и сопротивляться ей. Согласно эволюционной теории, появляющееся в результате напряжение между разными оптимальными подходами к репродукции у мужчины и женщины является причиной большей части тех случаев фрустраций, компромисса и обмана, которые демонстрируют оба пола в период ухаживания (и, в меньшей степени, на протяжении всей жизни).
Ellis (1989) была предложена интегративная ("синтетическая") теория,
содержащая основные элементы феминистской, эволюционной теории и теории социального научения, а также идеи, возникшие из долговременного интереса автора к влиянию половых гормонов и особенностей функционирования мозга на агрессивное сексуальное поведение. Теория Ellis включает четыре положения. I. В основе большинства изнасилований лежат две потребности: сексуальное влечение и желание власти и контроля. Первое положение включает несколько отличий от феминистской теории в указании на мотив власти и доминирования; феминисты представляют это доминирование как превосходство "класса" мужчин над "классом" женщин, а сторонники синтетической теории - как индивидуальное желание конкретного мужчины доминировать над конкретной женщиной. То есть мужской статус и власть используются не как самоцель, а как средство, помогающее мужчинам соревноваться друг с другом в приобретении контроля и права собственности над конкретной женщиной;феминистская теория рассматривает мужскую агрессию по отношению к женщинам и стремление доминировать как чисто человеческий,культурно обусловленный феномен.
II. Поведение, включенное в совершение изнасилования, во многом - результат научения, хотя и не все мужчины одинаково восприимчивы к этому научению.
III. Как результат естественного отбора, мужчина имеет более сильное сексуальное влечение, чем женщина и с большей вероятностью направляет свою репродуктивную энергию на множество партнеров, в то время как женщины имеют тенденцию сопротивляться копуляции до тех пор, пока ухаживающий мужчина не продемонстрирует убедительную готовность долговременных отношений и заботы о женщине и возможном потомстве (именно по причине потери женщиной контроля за собственным репродуктивным поведением, считает Ellis, изнасилование, даже не сопровождающееся серьезными физическими повреждениями, является большой травмой).
Существует неодарвинистская концепция, которая может помочь объяснить половые различия в вопросах репродукции. Согласно этой концепции, животных можно расположить на континууме R-K-селекции, согласно типу их репродукции. R-полюс характеризуется рождением большего количества детенышей, меньшим периодом вынашивания, меньшей степенью заботы о родившемся потомстве и, соответственно, более высокой смертностью потомства. Для К-полюса, напротив, характерно рождение небольшого числа детенышей, более долгий период вынашивания и воспитания, меньшая смертность потомства. Авторы концепции считают, что на этом континууме мужчины находятся несколько ближе к R-полюсу, а женщины - к К-полюсу. В пользу этой гипотезы говорят факты, что мальчиков рождается несколько больше, чем девочек (51%), мужское воспитание короче, мужчины чаще погибают, их продолжительность жизни короче, раньше возникает половое влечение и оно интенсивнее. Это наблюдается как у людей, так и у животных. Изнасилование может рассматриваться, как экстремальное проявление напористости в сексуальном сближении, одном из главных аспектов репродукции. Хотя необходимы более подробные исследования, есть данные, поддерживающие гипотезу о том, что индивиды с криминальной историей в целом имеют характеристики, более смещенные к R-полюсу, чем остальные мужчины в популяции.
IV. Благодаря различным типам и степени воздействия андрогенов на головной мозг, мужчины варьируют в их склонности к совершению изнасилования, и в их восприимчивости к научению насильственным тактикам копуляции.

Комментариев нет: