Пользовательского поиска

Нарушения зрительного восприятия. Зрительные агнозии.

Процесс переработки информации в нервной системе начинается с воздействия на рецепторы, в ходе которого формируются ощущения. Следующее звено – перцепция, т.е. формирование целостного образа. Сравнение полученного перцепта с эталонами, хранящимися в памяти субъекта. Категоризация воспринятого (мышление, память, речевые процессы). Принятие решения относительно того, что воспринимает человек.

Первичные ядерные зоны зрительного анализатора. (17-е поле Бродмана).
Функция первичной ядерной зоны зрительного анализатора – анализ физических параметров стимула. Сетчатка проецируется “точка в точку” по ретинотопическому принципу.
1. При разрушении нервной ткани – центральные скотомы.
2. При разрушении всей зоны в одном из полушарий – центральные гомонимные гемианопсии.
3. При разрушении обеих зон в двух полушариях – центральная слепота.
Расстройства, возникающие при поражении вторичных гностических зон носят название “агнозии”. Термин ввел Фрейд, который рассматривал агнозии как нарушения оптического восприятия предмета при сохранности элементарных процессов зрительных ощущений. В настоящее время термин используется для обозначения подобных нарушений во всех видах восприятия.
Общее:есть элементарные модальные ощущения, то есть человек не слепнет, не глохнет, сохраняет чувствительность;
нет объединения отдельных воспринимаемых признаков в целое; узнавание целого осуществляется по догадке, на основе отдельных признаков, а не всего набора признаков;
расстройство проявляется в пределах только одной модальности.
Конкретные виды зрительных агнозий, возникающих как при поражении левого, так и правого полушарий:
1. Предметная агнозия. Основной дефект – нарушение целостного восприятия предмета при возможности опознания отдельных его признаков (отсутствие процесса узнавания). 2. Буквенная агнозия (встречается редко). Невозможность синтеза отдельных признаков (сочетания \ и т.д.) в целостное восприятие буквы, распад четкого значения буквенных знаков. Локализация: нарушение связано с поражением левой теменно-затылочной области. Тесты на стр.34 альбома.
3. Цветовая агнозия. Нарушение синтеза цвета в целостном восприятии объекта. Нарушение ассоциации цвета с предметом.
Локализация: левая и правая затылочные области (тесты в альбоме). 4. Симультанная агнозия (синдром Балинта). Основной дефект - невозможность одновременного восприятия нескольких объектов или ситуации в комплексе. Воспринимается только тот объект, который находится в сфере влияния больного.
Локализация: нарушение возникает при поражениях передних отделов затылочной области на границе с теменной, либо при двусторонних, либо при правосторонних поражениях. 5. Прозопагнозия (лицевая агнозия). Невозможность синтезировать признаки лица в целостное восприятие лица. Невозможность компенсации дефекта за счет вербальных кодов (признаки лица трудно вербализировать). Локализация: поражения правой височной области – средних и задних ее отделов.
6. Односторонняя пространственная агнозия. У этого нарушения много синонимов, например – левостороннее зрительное игнорирование. Дефект – невозможность синтеза информации от левого и правого полуполей зрения. Механизм нарушения исследован плохо. Предполагается, что оно связано с нарушением фиксации взгляда, либо с нарушением взаимодействия ЛП и ПП головного мозга. Локализация недостаточно изучена, предполагается поражение затылочной доли ПП, лобных долей и подкорковых образований (все в ПП). Аналогичные расстройства могут быть при поражении ЛП, если ПП доминантно по речи. Тесты в альбоме – “химеры” (животные из двух различных половин). 7. Оптико-пространственная агнозия (апрактоагнозия). Синдром нарушения зрительного восприятия и движения. Нарушение синтеза признаков в целое в их пространственной взаимосвязи. Нарушение действий, требующих пространственной ориентировки. Локализация: верхние отделы Л и П затылочной области на стыке с теменной. 8. Псевдоагнозия. Относится ко всем видам агнозий, которые возникают при поражении лобных отделов головного мозга. Основной дефект – распад восприятия как произвольной деятельности с нарушением программирования, регуляции и контроля деятельности восприятия.
При любой форме агнозий больной не может синтезировать отдельные признаки в целостный образ.
Разные формы зрительных агнозий возникают при поражениях ЛП, ПП или их одновременного поражения (все – в затылочной области).

Нарушения работы кожно-кинестетического анализатора.
Тактильные агнозии и нарушения схемы тела. Кожно-кинестетическая система – сборное понятие для обозначения пяти видов чувствительности:
тактильной (прикосновение, давление); температурной (тепло, холод);болевой; кинестетической (проприоцепция);
вибрационной. Уровни строения и нарушения.
I. Рецепторный. Выделяют 2 группы рецепторов:
-кожные (тактильная, температурная, болевая чувствительность);
-в мышцах, сухожилиях, суставах (кинестетическая чувствительность).
Функциональное значение того или иного участка тела определяет величину рецепторного поля (Атлас стр.25), тем больше рецепторов приходится на единицу площади в этой части тела (Атлас стр.40).
Нарушения этого уровня были описаны как нарушения протопатической (диффузной) и эпикритической (дифференцированной) чувствительности.
II. Проводниковый уровень. Состоит из волокон типов:
А, В, С, различных по толщине и степени миелинизации (скорости прохождения импульса по нервному волокну).
Самая важная информация – кинестетическая и тактильная передается по волокнам типа А, В и С – остальные виды чувствительности.
Нарушения проводящего уровня зависят от локализации поражения этих проводящих путей. При поражении спинного мозга ниже поясничной области наблюдается потеря чувствительности на той же стороне тела, при поражении более высоких отделов – на противоположной стороне тела.
III. Таламус. Нарушения на уровне таламуса – синдром Дежерина, или таламический синдром.
При разрушении таламической области потеря чувствительности на противоположной стороне тела, повышение порогов температурной и болевой чувствительности на контрлатеральной стороне тела, ощущения только очень большой интенсивности.
Боли плохо локализованы, больной не может точно указать источник боли. Ощущения сопровождаются сильной аффективной реакцией.
IV. Теменная кора – 3-е поле Бродмана – первичная ядерная зона, расположена в постцентральной области. В каждом участке представлены разные органы (участки тела). В каждой точке ядерной зоны представлены все виды чувствительности.
Нарушения:
- выпадение всех видов чувствительности в определенной части тела – анестезия на контрлатеральной стороне. Почти всегда страдает рука (большая проекция). Раздражения этой части коры вызывают ощущения боли или прикосновения к соответствующему участку тела.
V. Вторичные гностические зоны. Восприятие целостного образа соответствующей модальности.
Включает: нижнетеменную область (поля 39,40); верхнетеменную область (поля 1,2,5,7). .
Поражения приводят к сложным гностическим нарушениям, которые делятся на 2 основных синдрома:
1. Синдром тактильных агнозий, или астереогноз, связан с поражением нижнетеменной области.
2. Нарушение схемы тела, или соматоагнозия - при поражении верхнетеменной области.

Тактильные агнозии
Тактильные агнозии или астерогнозии ( нарушения нижней теменной области)
1)тактильная предметная агнозия 2)тактильная текстурная агнозия 3)Дермолексия – не узнается буква, если рисовать на ладони. 4)Пальцевая агнозия.
Локализация тактильных агнозий При поражении левого полушария – в противолежащей руке, при поражении ПП – в противопол, и в руке той же стороны.

Верхний теменной синдром выделяет 2 основных вида расстройств (соматоагнозий): анозоагнозии и аутопагнозии.
Схема тела является как бы точкой отчета для восприятия тела в пространстве. У субъекта сначала должна формироваться внутренняя схема тела, которая выступает предшественницей для дальнейшей ориентировки в пространстве. То есть схема тела выступает как бы точкой отчета для внешней ориентации в пространстве.
И в этой ситуации, если мы исходим из определения схемы тела и возникают симптомы, возникающие при нарушении схемы тела.
Анозоагнозия. Больной не воспринимает половину пространства, половину поля зрения, но еще и игнорирует этот дефект. Этот симптом назвали анозоагнозия. Анозоагнозия в нарушении схемы тела - это игнорирование того или иного конкретного дефекта, наступившее в результате заболевания мозга
Аутотопогнозия. Они связаны с нарушением оценки положения частей тела, не узнаванием отдельных частей тела. Много различных названий есть для разных типов дефектов. Симптомы которые при этом возникают:
1. Игнорирование части своего тела. Если в первом случае игнорировался дефект какой-то конечности, то здесь происходит игнорирование части тела. Больной как бы не пользуется рукой, ногой. То есть сила мышц сохранна, если больному вложить в руку предмет и попросить что-то с ним сделать, то он берет предмет и незаметно перекладывает его в другую руку, начинает выполнять действия другой рукой. В тяжелых случаях обычно это касается половины тела какой-нибудь, сопровождается галлюцинаторными переживаниями. Может возникать ощущение увеличения или уменьшения части тела, чувства отделения части тела от тела, удвоение. Больному кажется что у него две руки, тяжелая рука, большая рука. 2. Симптом ампутированной конечности. При удаленной конечности у больного возникает боль, больной как бы чувствует эту конечность, эта конечность движется.В этих ситуациях мы как бы видим пример живучести схемы тела, схемы тела, которая присутствует в сознании больного и эта схема отсылает больного к этой несуществующей конечности.
Как формируется схема тела и почему она так живуча. Есть разные точки зрения. Предполагается, что схема тела появляется в первые шесть лет жизни ребенка. Пальцевая агнозия как неузнавание отдельных пальцев тоже может быть отнесена к нарушениям схемы тела.
Какие пробы предъявляются для исследования тактильной чувствительности, тактильных агнозий.
1. Проба на локализацию прикосновения, симметричную локализацию или точечную локализацию.
2.Проба на дискриминацию тактильных ощущений, когда наносятся два тактильных ощущения в достаточной близости друг от друга и выясняются порог дискриминационной чувствительности. 3. Проба на чувства Фестера - рисование на ладони различных фигур, цифр.
4. Называние пальцев рук. 5. Узнавание объектов на ощупь. В разных частях тела в зависимости от функциональной значимости (принцип соматотопической проекции) по разному ощущаются два одновременных прикосновения, разный порог дискриминации ощущений.


Проблема Нейропсихологии
Синдромный анализ включает в себя как бы ряд этапов:
1. Выявление симптомов нарушения разных психических функций.
2. Квалификация симптомов, то есть поиск той причины или того нейропсихологического фактора, который лежит за этими симптомами.
“Первичных нарушений” функциональной системы - как нарушение функциональной системы, связанной с выпадением конкретного звена этой функциональной системы.
“Вторичными” или “системными расстройствами” функциональной системы называется расстройство функциональной системы в целом. В тех примерах, которые мы рассматривали, первичным нарушением при поражении ТПО будет нарушение движения из-за потери пространственной ориентировки.
“Третичные нарушения” работы функциональной системы связаны с компенсационными перестройками, то есть при поражении определенного звена функциональной системы, возможна ситуация спонтанной перестройки, тогда функциональная система пытается заместить или заменить чем-то пораженное звено.
В связи с этими определениями предмета и задачи нейропсихологии возникают проблемы.
1. Проблема локализации - основная проблема, она связана с выявлением и классификацией зон и областей мозга, отвечающих за отдельные стороны психических функциональных систем. Квалификация всех зон мозга с точки зрения их участия в протекании психических процессов.
2. Проблема метода. С помощью каких методов можно исследовать психические функции. Лурия разработал нейропсихологическую методику их изучения больных - набор тестов, зрительных, речевых, двигательных и построена она таким образом, чтобы исследовать разные психические функции. Но они не адекватны новым данным.
3. Проблема объекта. Первоначальным объектом нейропсихологии были больные с локальными поражениями мозга. Но последние исследования показали, что нейропсихологические методы применимы для исследования совершенно, казалось бы здоровых людей, детей, людей в возрасте эволюции. Изучаются мозговые структуры.


Проблема роли каждого полушария в осуществлении высших психических функций. Характер взаимодействия между полушариями.
Примеры:
левое правое
вербальное невербальное
оценка времени оценка пространства
аналитическое синтетическое
последовательное одновременное
абстрактное конкретное
Левое полушарие - вербальное, последовательное. Почему ему приписываются такие функции? Левое полушарие связано с анализом речевой информации. Речевая информация поступает последовательно. Первое слово еще не говорит о том, что будет в конце. Но здесь есть и одномоментный процесс - когда информация предложения воспринимается полностью, осмысливается то, что произносилось. Зрительное восприятие традиционно считается одномоментным. Мы открыли глаза и увидели все, что находится перед нами. Но если вы закроете глаза, вы вряд ли сумеете описать полную картину. Для этого, вам нужно обратить особое внимание на все, что открывается в зрительном поле. Поэтому проблема которая стоит о взаимодействии полушарий, связывается с выделением основных характеристик любого психического процесса, для выделения которых, соответственно, необходима работа и левого и правого полушария.
Возьмем такую характеристику как произвольность и непроизвольность. Это общие характеристики любого психического процесса. Если мы по этим характеристикам попытается выяснить есть ли различия между правым и левым полушарием, то выясняется что есть. Как правило левое полушарие обеспечивает произвольную сторону, для правого полушария характерна непроизвольная сторона. Это видно в клинической практике. Так, при поражении левого полушария, при выполнении правой рукой нарушаются не автоматизированные формы письма, а при поражении правого полушария - нарушаются автоматизированные формы письма.
Непосредственное и отсроченное выполнение действия. Непосредственные формы соотносятся с работой правого полушария, а отсроченные с работой левого. Таким образом, проблема правого и левого полушария - это выявить, какими конкретно характеристиками, тактиками и т.д. работает каждое из полушарий и как эти тактики, характеристики взаимодействуют в совместной работе двух полушарий.

Проблема развития и формирования асимметрий.
1. Развиваются ли асимметрии постепенно в онтогенезе или они уже есть при рождении ребенка. 2. Предрасположены ли асимметрии генетически или они формируются в ходе воздействия внешней среды. 3. Могут ли меняться асимметрии.

Здесь тоже нет единой точки зрения. Одна из них такова, что до 2-3 лет полушария эквипотенциальны, то есть равнозначны. Затем начинается постепенная латерализация, которая завершается в период полового созревания. (Невозможно выучить иностранный язык как родной после периода полового созревания).
Приводятся различные данные. Например, исследования младенцев. Электрическая активность неодинаковая в разных полушариях, т.е. уже у новорожденного два полушария работаю по-разному.
Зарегистрированы и анатомические различия у погибших детей на мозге, были даже обнаружены различия правого и левого полушария у недоношенного плода. Но это еще не основание, т.к. мы не можем у младенца зарегистрировать функциональную асимметрию.

Проблема левшества.
Существуют разные теории, которые пытаются выяснить причину.
1. Генетическая теория. Согласно этой теории левшество передается генетически. То есть обусловлено генными механизмами, и более того, левшшество может проявляться в морфологических строениях мозга.
2. Социо-культурная теория. Формирование праворукости связано с культурно-историческими условиями, то есть в основе формирования праворукости лежит не морфология, а социальное давление и тренировка. Ребенок рождается, ему сразу начинают вкладывать в правую руку и т.д.
3. Патологическая теория. Левшество - результат травмы на разных этапах преднатальной и постнатальной жизни. Пример: родовая травма.

Принцип строения слухового анализатора и поражения.
Первый уровень. Рецепторный уровень - это Кортиев орган, который работает по соматотопическому принципу. Поражение этого органа в первую очередь приводит к страданию восприятия высоких звуков. Далее от рецепторного уха информация по слуховому нерву идет дальше, это 8 пара черепно-мозговых нервов и поражение этого уровня слухового нерва проявляется в виде слуховых и вестибулярных симптомов.
Эти симптомы носят название звуковые обманы. Больному кажется, что он слышит какой-то шум. Таламус является передаточной станцией для всех видов чувствительности. Поражения на уровне таламуса связано со следующими нарушениями:
1. Нарушение пространственного восприятия звука с элементарными звуковыми галлюцинациями. Больной не критические относится к этим звукам, ему кажется, что все это на самом деле происходит. Нарушения на уровне таламуса могут протекать в синдроме нарушения сознания.
2. Следующий уровень - уровень проекционных ядерных корковых зон. Поперечная извилина Гешля. Особенности нарушения этой зоны: при поражении этой зоны нет центральной глухоты.

Нарушения вторичных гностических зон слухового анализатора.
Они связаны с формирование целостного перцептивного образа. Для системы неречевого слуха доминантным является правое полушарие. Нарушение приводят к ряду агнозий.
1. Слуховая агнозия. Основной дефект - невозможность идентификации бытовых неречевых звуков при сохранности элементарных слуховых ощущений. встречается редко при поражении правой височной области либо при двустороннем поражении височной области.
2. Аритмия. Это нарушение восприятия ритмических структур. Тесты на слухо-моторные координации - воспроизведение по образцу ритмов и по инструкции. Они возникают не только при поражении правого но и левого полушария.
3. Амузия. Это невозможность восприятия мелодии, дифференциации мелодии.
Больной может узнать знакомые мелодии, не может назвать, одинаковые это мелодии или разные, не может спеть мелодия, потеря музыкальной грамотности.
Но любой психической процесс опирается на работу двух полушарий. Какова же роль левого полушария в неречевых функциях.


Нарушения движений.
Моторная кора была открыта в 1870 году, Моторные отделы коры - это прецентральная область и постцентральные, то есть располагаются в двух частях мозга. В этом отличие двигательного анализатора от других анализаторных систем. Таким образом передние отделы мозга связаны с построением кинетической части двигательного акта, задние отделы с построением кинетической части. Разные проводящие пути кожно-кинестетического анализатора строятся из волокон разного типа А, В, С.
Эфферентная часть состоит из коры, проводниковой части (пирамидная и экстрапирамидная система.) и эффекторов. В случае движения эффекторами являются мышцы, которые изменяют свое состояние под действием управляющих импульсов из коры головного мозга.
Пирамидная и экстрапирамидная система.
Идея разделения проводниковой части на две возникла в основном на основании клинических данных. Принцип связи коры головного мозга с конкретными группами мышц соматотопический. фактически пирамидная и экстрапирамидная системы - это одна общая система и деление условно.
Пирамидная система.
Начало она свое берет моторной зоне коры с 4 по 8 поля. На уровне продолговатого мозга часть волокон (85%) переходит на противоположную сторону. Остальные идут в составе проводящих путей на этой же стороне. Таким образом нейроны мышц иннервирующих туловище и верхнюю треть лица получают информацию из обоих полушарий, а нейроны иннервирующие конечности и нижние две трети лица получают иннервацию из контрлатерального полушария. Поражения пирамидной системы приводит к параличам или парезам конечностей.
Экстрапирамидная система.
Основным субстратом экстрапирамидной системы являются подкорковые образования - стриопаллидарная система, состоящая из ряда подкорковых ядер. Центральным образованием является бледный шар, т.к. в нем конвергируют все импульсы идущие от всех подкорковых структур.
Поражения экстрапирамидной системы приводит к двум типам нарушений: 1). дискинезии - т.е. различного рода патологические движения. 2) нарушение тонуса мышц. Корковые нарушения произвольных движений и действий получили название апраксий. Лурией выделены 4 формы апраксий.
Апраксия - это утеря способности производить целенаправленные движения при отсутствии параличей или парезов.
1.Кинестетическая апраксия.
Возникает при поражении задней центральной части постценральных отделов коры.
Основной дефект, который возникает при этой форме апраксии - это распад топологического синтеза. Нарушение кинестетической схемы движений. с физиологической точки зрения - это невозможность осуществления нужных движений при сохранности потенциальной силы мышц и вследствие потери двигательного импульса нужного адресата. основные симптомы. Симптом “рука-лопата”. Симптом нарушения праксиса позы. Нарушение различных предметных движений.
2.Пространственная апраксия или апракто-агнозия. Возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры. Если дальше к затылочным областям, то на первое место выходит синдром зрительно-пространственной агнозии, когда больной путается в системе координат, в левой-правой стороне и т.д. Если в сторону пост центральных областей, то на первое место выходит нарушение в двигательной сфере. Основной дефект пространственной апраксии - это распад наиболее сложных форм пространственных синтезов, распад выполнения действия в условиях пространственной ориентировки. Основные симптомы: 1. Дефекты ориентировки при выполнения локомоций. Может путать направление движения, поворачивать не в ту сторону и т.д. 2. Дефекты выполнения предметных действий, в который требуется учет пространственных отношений. 3. Дефекты нарушения бытовых действий также требующих пространственной ориентировки. Например одевание. Возникает ли у такого человека анозоагнозия, то есть неосознание своего дефекта. Нет Человек понимает, что у него не получается.
3. Кинетическая апраксия. Возникает при поражении премоторной области.Основной дефект, который возникает при это - нарушение плавной последовательности двигательного акта. Симптомы: 1. Персеверация. Это как бы застревание на определенном движении. Стереотипные движения (мишкины шишки), проба “забор”. Это все элементарные персеверации, то есть иннертное повторение одного из движений. Кроме этого нарушение премоторной области часто сопровождается симптомом: 2. Адверзивные движения. Это насильственные движения головы, глаз и конечности. То есть человек, непроизвольно выполняя движения рукой, выполняет поворот головы в это сторону с поворотом глаз в это же сторону. То есть премоторная область отвечает за содружественность движений.
3. Нарушение двигательных навыков. При поражении левого полушария нарушения проявляется и в контролатеральной и в ипсилатеральной руке. При поражении правого полушария - нарушение только в конролатеральной руке.4. Регуляторная апраксия. Возникает при поражении префронтальной конвекситальной области мозга.
Основной дефект, который возникает при этой форме - нарушение программирования движений, контроля и регуляции движений и действий.
Основные симптомы: 1. Моторные шаблоны и стереотипы вместо выполнения полноценного движения.
2. Эхопроксии. Больной начинает выполнять программу действий не полностью, а с последнего элемента. 3. Системные персеверации. Персеверирует не отдельно движение, а целая программа. После того, как больного просили рисовать круг, больной рисует крест окружностями, т.е. использует предыдущую программу. После того, как больной рисовал цифру 2, он рисует треугольник двойками.Нарушение программирования - т.е. у больного не выстраивается общей программы выполнения определенной последовательности действий.4. Нарушение контроля за выполнением. Больной выполняет неправильно задание, но не осуществляет контроль, т.е. не сравнивает то что он делает с тем, что ему предписывалось делать.5. Нарушение регуляции. Если больной соглашается что задание выполнено неправильно, то он не переходит к выполнению правильного задания.
Таким образом рассмотрено 4 основные формы апраксии, которые возникают при корковом поражении головного мозга. Все эти 4 формы возникают как при поражении задних, так и передних отделов мозга.


Система построения движений по Бернштейну, который наиболее детально рассмотрел структуру психического процесса с точки зрения иерархической организации.
Основные постулаты, которые введены Бернштейном для описания двигательного акта:
1. Принцип сенсорной коррекции или обратной связи. 2. Принцип афферентационных ансамблей. 3. Принцип иерархии уровней мозга. Поскольку каждое движение имеет собственный набор афферентов, то эти афференты должны объединяться полноценном двигательном акте каким-то образом и этот какой-то образ носит название ведущих афферентов.
Уровни построения движений.
А. Субкортикальный, т.е. находящийся ниже коры уровень, носит название руброспинального уровня. Субстрат - это спинной мозг и нижние отделы мозжечка. фон для выполнения различных движений и действий. Этот уровень редко выступает ведущим в иерархии построения движений.
Нарушение работы этого уровня: нарушение тонуса - дистонии, треморы - непроизвольные дрожательные движения.
В. Носит название таламопаллидарного. Уровень синергий и штампов. Субстратом являются подкорковые ядра, в частности зрительные бугры. Этот уровень обеспечивает мышечные синергии, т.е. содружественные движения разный частей тела. В содружественные движения вовлекаются разные группы мышц, которые находятся в разный частях тела. Нарушения этого уровня приводят к диссенергиям, т.е. к нарушениям содружественных движений, которые могут идти по двум типам: по типу гипофункции (когда из слаженного ансамбля движений выпадают отдельные нужные движения) и по типу гиперфункции (когда вплатаются лишние, ненужные движения. Пример: паркинсонизм.
С. Пирамидно-стриальный уровень. По содержанию: уровень пространственного поля. Субстратом являются гигантские пирамидные поля моторной зоны коры и полосатое тело. Ведущей афферентацией для этого уровня является синтетические пространственное поле, которое включает в себя информацию с разных анализаторных систем. Нарушения этого уровня носят название дистаксий или атаксий, т.е. нарушение координации.
D. Теменно-премоторный уровень или уровень действий. Субстратом является кора - теменная или премоторная области. Ведущая афферентация на этом уровне поступает от предмета ( не как геометрическая форма а как смысловой образ в отношении которого строится действие). Ибо предмет заставляет выполнять действие определенным образом.
Нарушения этого уровня приводят к апраксиям.
Е. Субстратом предполагаются лобные доли мозга. Этот уровень должен обеспечивать символические или условные смысловые действия. Это как бы уровень создания мотива двигательного акта. Нарушения этого уровня должны выражаться в системных персеверациях. Это уровень создания программы действия, двигательного акта, который состоит из ряда составляющих его компонента.
Например письмо:
а. Создание тонуса для письма
в. Двигательная колебательная синергия.
с. Положение пера относительно той поверхности на которой пишут.
d. Буква выступает тем предметом, который необходимо сделать в процессе письма.
e. Фонетика, орфографическая перешифровка. Перешифровка мысли в слово.

Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Аффазии.

Какова роль правого полушария в речевых функциях. Инактивация п.п. приводит к обострению восприятия звуков и увеличению речевой активности. Т.о. п.п. оказывает тормозящее воздействие на речевое л.п. П.п. оказывает функцию защиты от помех и обеспечивает восприятие интонационных характеристик, эмоциональные характеристики речи.
Гностическое расстройства при поражении л.п. височной области на основе воспринимаемых звуков не формируется целостный образ слова, слога.
Наиболее общие принципы построения речи. Выделяют два основных вида: импрессивную и экспрессивную речь, т.е. речепонимание и речепроизводство.
Психологические составляющие процесса порождения речи:
1. Мотив, который служит побудителем мысли.
2. Общая схема высказывания.
3. Процесс поиска или выбора отдельных слов для выражения мысли.
4. Процесс связывания слов в целостное высказывание - синтагму. -это как бы совокупность правил, по которым слова объединяются друг с другом.
5. Моторный процесс проговаривания слов.

Процесс речепонимания.

Он начинается с развернутого речевого потока, т..е. вы воспринимаете то, что вам говорят. Из этого речевого потока должны быть выделены отдельные звуки, слова. Отдельные звуки должны быть сложены вместе в некоторые группы, т.е. одно слово, за ним другое и т.д. Параллельно с этим идет оценка эмоциональной характеристики.
Следующий этап - это выделение значащих единиц. Каждое слово несет какой-то смысл. Набор слов несет иной смысл. Необходимо вычленить этот смысл.
И наконец, надо выделить контекст воспринимаемого - я держу ручку двери - я пишу ручкой.
В конце - понимание переносного смысла - цыплят по осени считают.
Таким образом, мы видит набор компонентов, из которых состоит речепонимание.
Выделяют относительно самостоятельные виды речи - письменную и устную. В онтогенезе ребенок осваивает эти виды речи в разное время.

1. Сенсорная афазия. Возникает при поражении вторичных отделов височной области. невозможность восприятия звуков речи. (фонем) Симптомы: непонимание обращенной речи, непонимание зашумленной речи, трудности восприятия слов с оппозиционными фонемами.
системные расстройства - нарушение чтения и письма: нарушается письмо под диктовку и чтение вслух.
2. Аккустико-мнестическая афазия. Возникает при поражении вторичной зоны височной области. Основной дефект - нарушение слухоречевой памяти, т.е. невозможность удержания серии звуков, слогов и слов, которые произносятся вслух. Подсказка не помогает. Нарушение понимания речи. Больной не в состоянии до конца сохранить всю произнесенную фразу, в результате речевое высказывание для него теряет смысл.
Нарушение устной экспрессивной речи.
3. Амнестическая афазия. Возникает при поражении задне-височных отделов - теменно-затылочных отделов мозга. Механизм мало изучен. Дефект - больной по слышимому слову не в состоянии опознать объект или описать.Может проявляется в затруднении вспоминания названия предметов и невозможность по названию указать предмет.
Чаще возникает эта форма при назывании предметов, реже - действий и качеств предметов. Подсказка помогает
4. Семантическая аффазия. Возникает при поражении теменно-височно-затылочной области. Основной дефект - распад симультанных, т.е. одномоментных пространственных схем переработки информации на символическом уровне. Нарушение квази-пространственных синтезов. ( нарушается, пространство, отношение, конструкции с глаголами)
СЧЕТ. Возникают системные расстройства в виде акалькулии - нарушение счетных операций. Если очаг поражение находится в зоне ТПО и сдвинут как бы в сторону затылочных областей, то на первое место в этих формах акалькулий возникают оптико-пространственные нарушения, связанные с неправильным восприятием ориентировки цифры-буквы, зеркальные ошибки. Если очаг сдвинут в зону ТПО то на первом месте выступает нарушение разрядного строения числа, например, цифра 121 не воспринимается как целая цифра, а как 1,2,1, 12,1, 1,12 и т.д.
5.Эхопраксичность, когда зеркально переворачивается цифра, с которой оперирует больной и воспринимается этим больным не правильно
К системным расстройствам зоны ТПО также относится нарушение интеллектуальных процессов. Происходит также нарушение письма и чтения, по принципу нарушения наглядной ориентировки, где неправильное восприятие ориентировки букв приводит к искажению читаемого, а при письме происходят графические нарушения, когда буквы неправильно пишутся.
5. Афферентная моторная афазия.
Возникает при поражении постцентральных отделов левого полушария. Основной дефект, который возникает при этой форме афазии - дефект артикуляции, являющийся следствием нарушения кинестетической афферентной основы артикулемы. Мышцы работают нормально.
6. Эфферентная моторная аффазия.
Возникает при поражении нижних отделов премоторной области (зона Брока). Основной дефект который возникает - невозможность превращения отдельных двигательных импульсов в последовательную кинетическую мелодию.
(Больной правильно артикулирует первый согласный звук, далее не может переключиться. Симптом телеграфный стиль.
7. Динамическая аффазия.
Возникает при поражении передних отделов, расположенных кпереди и выше зоны Брока. Основной дефект связан с невозможностью формирования, программирования речевого процесса, отсутствие контроля и регуляции. В случае речи нарушение программирования, регуляции и контроля приобретает форму нарушения произвольной речи, требующей планирования схемы фразы. Происходит распад внутренней речи.
Если мы сопоставим рассмотренные формы афазий с той психологической структурой речепонимания и речепроизводства, то можно увидеть, что каждая форма афазий соответствует выпадению какого-то отдельного звена в этой психологической структуре речи. Семантическая афазия - этап, когда необходимо из речевого потока выделить его смыслоразличительные признаки. Акустико-мнестическая афазия - больной не в состоянии удерживать воспринимаемые на слух слоги, слова - то есть нет возможности сложить предложение. Амнестическая афазия - невозможность по слову представить себе предмет и наоборот, т.е. нет возможности сопоставлять слышимые слова с теми словами, которые хранятся в нашей памяти, чтобы понять значение и смысл. Семантическая афазия - невозможность понимания логико-грамматических конструкций - нет смысла фразы. Далее начинаются поражения моторной области, связанной с проговариванием, и премоторной области нарушается программирование и контроль.

Нарушения памяти и внимания. Амнезии.
Если обобщить разные схемы памяти то блочная структура памяти: стимул - сенсорный отпечаток (иконическая память, эхоическая память) механизм стирания информации - угасание(1 сек.) для перевода в следующий уровень необходим процесс внимания - кратковременная память (первичная память) 7+- 2 объекта, следы уходят в результате механизма замещения (от 20-30 сек. до нескольких минут) механизм перевода в долговременную память - это повторение - долговременная память (вторичная), забывание за счет работы механизма интерференции, следы сохраняются неопределенно долго.
Существуют разные классификации форм памяти. Распространенная- деление памяти по модальностям. В свою очередь внутри модальностей могут быть выделены разные подвиды памяти по типу запечатлеваемой информации (зрительная на образную, топографическую.)
Памяти разных модальностей в свою очередь делятся на образную и абстрактную. По временным характеристикам память может делится на непосредственную и отсроченную. Долговременная память делится на семантическую( знания, навыки, умения, понятия, слова) и эпизодическую (долговременное сохранение событий нашей личной жизни). Другие авторы выделяют декларативную и процедурную память, где первая - это текущая память, а вторая - тоже память знаний.
По характеру мнестической деятельности, т.е. действительность, которую мы осуществляем с запоминанием материала память делится на произвольную и непроизвольную. Процесс организации следов, чтобы лучше их запомнить. Например, если мы возьмем ряд цифр, чтобы их запомнить нужно применить какой-то организующий признак.
Нарушения памяти носят название амнезии и по типу расстройств выделяют разные виды амнезии.
Амнезии - отсутствие памяти, гипомнезии – ослабление. Парамнезии - обманы памяти. Могут возникать по типу уже виденного (де жавю), смешение следов (катамнации), когда некоторые следы из одного события перемещаются в другие.
По динамике протекания амнезии делятся на ретроградную и атероградную амнезии. Атероградная - забывания тех событий, которые происходят после заболевания, ретроградная - до заболевания. ПО нейропсихологическом у синдрому нарушения памяти делят на модально не специфические, модально-специфические и нарушения памяти как мнестической деятельности.
Модально-неспецифические нарушения памяти.
Основной дефект: общее нарушение памяти, проявляющееся в невозможности запечатления текущих воздействий, событий, независимо от того, к какой модальности они относятся.
Локализация. Различные исследования показали, что основным условием запечатлевания следов является сохранение оптимального тонуса коры. Это первый блок мозга. Поэтому модальные специфические нарушения памяти соотносятся с нарушением структур, входящих в первый блок мозга. блок состоит из ряда уровней: каудального (уровень продолговатого мозга), диэнцефальный (уровень среднего мозга) лимбический уровень (образования лимбической системы, в частности, гиппокамп, и их связи, гиппокампный круг: ядра таламуса, гипокампы, мамилярные тела), корковый уровень, который включает в себя медиальные отделы лобной и височной долей мозга. Медиальные отделы лобной области мозга представляют собой корковый уровень неспецифической ретикулярной формации.
Симптомы.
1. Нарушение кратковременной памяти, т.е. забывание текущих событий
2. Сохранность долговременной памяти, т.е. память на события, которые проходили до заболевания.
3. Нарушение нормального тонуса коры,. То больной в состоянии запомнить, то нет.
При поражении нижних, не корковых уровней сохраняется установка на запоминание (позитивный симптом), то есть больной включается в задание, пытается запомнить. Сохранен контроль. Больной в состоянии использовать смысловые признаки, чтобы запомнить материал.
При поражении корковых уровней появляются симптомы:
1. Нарушения установки на запоминание.
2. Пропадаем компенсирующий эффект смыслового опосредствования.
3. Нарушается избирательность воспроизведения.
При наиболее сильных поражениях этих структур добавляются нарушения сознания. Эти нарушения никогда не возникают при поражении поверхности полушарий. Эти нарушения проявляются в виде дезориентировки во времени и в месте, растерянности и спутанности больного. При поражении медиальных отделов височной области, захватывающие также структуры круга Пейтиса, гиппокампа и мамилярные тела, наблюдается так называемый амнестический симптомокомплекс, или амнестический синдром, который сопровождается грубейшими модально не специфическими нарушениями в памяти. Для корсаковского синдрома характерны не только нарушения кратковременной памяти, но и трудности с долговременной памятью. Пример - больной, который постоянно здоровается с доктором. Одни считают, что это связано с нарушением фиксации материала, другие считают, что это нарушение воспроизведения, третьи считают, что нарушен механизм перевода из кратковременной в долговременную память. (Иголка в руке) У таких больных можно вырабатывать двигательные навыки.

Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.

Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственной действительности (восприятие является). Эмоции выполняют роль значимых переживаний, отражающих личностный смысл выполняемой субъектом деятельности. Таким образом, эмоции могут выступать как инициирующий момент деятельности, контролирующего и регулирующего момента деятельности.
Характеристики эмоций.
Знак эмоций - положительные или отрицательные. Модальность эмоций - удивление, радость и т.д. Осознанность эмоций. Произвольность - контролируемые или бесконтрольные. Динамические характеристики эмоций - длительность (долговременный эмоции), краткосрочные эмоции (ситуативные эмоции), эмоциональной реагирование. Реактивность эмоций - это скорость возникновения эмоций и лабильность. Интенсивность эмоций: от переживания до аффекта.
Многие авторы выделяют три локализации эмоций
1. Гипофизарная-диэнцефальная область.
2. Височная область
3. Лобная область
Основные мозговые структуры, которые участвуют в осуществлении эмоций.
1. Ствол мозга. Важная роль принадлежит ретикулярной формации. Она выполняет роль фильтра входящей информации, выделяя из нее новую, необычную информацию. Считается, что нейроны, входящие в ретикулярную формацию являются неспецифическими, т.е. не относятся к одной модальности.
Участок ретикулярной формации под название голубое пятно. Предполагается, что эта структура играет важную роль в запуске эмоциональных реакций, поскольку связана с действием медиатора норадреналина. Недостаток норадреналина приводит к депрессии, и наоборот длительное избыточное действие норадреналина к появлению тяжелых стрессовых состояний. Черная субстанция. Этот участок выделяет медиатор дофамин, которые как предполагается связан с возникновением приятных ощущений, чувства эйфории.
2. Лимбическая система. Состоит из множества структур, которые расположены под всей поверхностью полушарий мозга. Сюда входит передняя область таламуса, гипоталамус, миндалины, гиппокамп, поясная извилина, перегородка, свод, круг Лейфица. Пейфиц назвал свою схему схемой, черех которую проходит поток эмоций. Он предполагал, что сенсорные ощущения попадая в структуры круга Пейфица и проходя через них получают эмоциональную окраску. Структуры лимбической системы связаны между собой и через них проходят пути с одной стороны от органов чувств к коре головного мозга, с другой стороны из коры к различным эффекторам. В гипоталамусе находятся нейроны, оказывающие влияние на вегетативную нервную систему. Эти же нейроны контролируют большинство физиологических реакций, сопровождающих эмоции.
Миндалины связывают с агрессивным поведением и реакциями страха. Положение гиппокампа с невозможностью запечатления новой информации. Структуры лимбической системы расположены таким образом, что они тесно соприкасаются с медиальными отделами лобных и височных областей мозга. Лобные отделы мозга имеют прямые связи с таламусом.
Поражения лобной области.
Наблюдается значительная вариабельность возникающих симптомов, которая проявляется в обедненности аффективной сферы, недостаточной критичности больных в обследовании, неадекватных эмоциональных реакциях. При поражении правой лобной области возникают следующие симптомы:
1. Диссоциированный характер оценки своего состояния. Больной может перечислить симптомы, но отсутствует как бы целостное представление о своем заболевании. Больной говорит как бы не о себе.
2. Эйфорический фон настроения, который может прейти в бестактное некритическое поведение. Проявляется это в эмоциональных реакциях на неуспех выполняемой деятельности - больной прибегает к псевдологическим рассуждениям. При выполнении специальных тестов больные предпочитают слова, которые связаны с положительными эмоциями. Ошибаются при ранжировании отрицательных эмоций.
При поражении левой области также нет истинного переживания своего заболевания, но это неосознание проходит на фоне депрессивного состояния. Больной либо не предъявляет жалоб, либо не дифференцирует их, может говорить о второстепенных жалобах, не относящихся к заболеванию.
Симптомы:
1. Общий депрессивный фон настроения. Может отражаться в эмоциональных реакциях на неуспех, в виде негативизма (не буду, не хочу ничего делать), агрессии, насильственным плачем.
При анализе полушарных различий в протекании эмоций можно выделить следующие основные факты
1.Эмоциональные нарушения при поражении правого полушария всегда более выражены.
2. Чаще возникает лабильность эмоциональных реакций т.е. смена одного настроения на другое.
3. При поражении височной области правого полушария отмечается возникновение либо чрезмерных по силе аффектов, либо резкое снижение аффективного тонуса.
4. Для правого полушария также более характерно благодушие, веселость, безразличие к окружающему, патологический смех.
Выводы. Хомская предполагает, что существует две автономные эмоциональные системы: система положительного и отрицательного эмоционального реагирования. Система положительного связана с левым полушарием, система отрицательного с правым. В норме эти системы находятся в реципрокном взаимодействии.

Энергетический блок
1) энергетический блок - регулирует сон и бодрствование, анатомически связан с ПО и с медиальной зоной лобной области мозга.
2 вида активации:
1) Общее генерализованные изменения
2) Локальные изменения активности отдельных участков мозга.
Механизмом, видимо является структура неспецифической ретикулярной формации, которая проходит через разные отделы мозга, и заканчивается в медиальной области.
3) Блок приема, переработки, и хранения информации.
Локализация – задние отделы мозга, сенсорная область коры.
Сенс системы – 2 части: периферическая часть ( рецепторы и проводящие пути) и центральный отдел (находиться в коре гол мозга) Состоит из трех зон: 1) Первичная проекционная ядерная зона. Ф-ции анализ физических параметров сттимула. Принцип работы – соматотопический. 2) Вторичные гностические зоны Ф-ции – синтез информации пришедшей из первичной зоны в целостный перцептивный образ. 3) Третичная, ассоциативная зона. Ф-ции синтез информации идущий от разных анализаторных систем.
Законы:
1) Соматотопическая проекция (точка в точку ) Только в первичной зоне
2) Закон иерархического строения зон мозга ( сначала в первичн. Зону, потом в 2 потом в 3)
3) Закон убывающей специфичности ( информация сохраняет модальность в 1 и 2 – а в 3 уже нет)
4) Закон прогрессивной латерализации – по мере перехода к 1-2-3 меняется латерализация псих ф-ции, т.е. меняется доминантность полушарий Ли П для той или иной псих ф-ции.
(на уровне вторичн зон – доминантность появляется)
1) Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности.
Анатомически соотносится с передней частью мозга ( прецентральная, премоторная, префронтальная области). Ф-ции произвольная регуляция всех форм психической деятельности.
Префронтальная область мозга – явл передней ассоциативной зоной мозга ( в мозге существ 2 ассоциат. Зоны – пер и зад) Явл верхн уровнем переработки информации, формирует программу поведения, осуществляется произвольная регуляция поведения. Программа форм на основе информации из задних отделов. Сложная программа поведения распадается на 2 уровня премоторной области. Распадается на цепочку действий. Ф-ция премоторной области – последовательное выполнение сложной деятельности Ф-ция посылки информации выполняет прецентральная область мозга. Работает по соматотопическому принципу. Принцип функц значимости органа – тем больше проекция. Сюда поступает информация из третичной зоны. Т.о выделены три области мозга – для осуществлении псих ф-ции должны осуществится ф-ции всех зон. Бехтерев излагает позицию о жестк и гибк звеньях функц систем: при выполн любой псих деят – постоянное кол-во жестк звеньев, а к ним присоед гибкие звенья. Адрианов - выделил в коре гол мозга мета систему из макросистем, кот работают как единое целое, но работают специфично.

Основные синдромы нарушения разных психических функций, которые возникают при разных локализациях мозгового поражения.

Затылочная область.
При поражении ядерных и корковых зон возникает сенсорные нарушения одной модальности. Вторичные гностические зоны - зрительные агнозии. Они распределены между левой и правой затылочной областью. Фактор - невозможность синтеза отдельных зрительных характеристик в целостный перцептивный образ. Мы можем говорить о модальном специфическом зрительном факторе нарушения синтеза. Если попытаться дифференцировать ситуация в левом и правом полушариях то при поражении правого как правило нарушается синтез зрительных характеристик, которые предъявляются как бы только в зрительной сфере не требуют вербализации, при поражении левого происходит нарушения когда вовлекаются в зрительное процессы вербализации.

Теменная область .
Зона ТПО.
Нарушение психически процессов в той части, в которой они требуют пространственной ориентировки. Зрительные агнозии продолжаются. Пространственная зрительная агнозия. К этой зрительной агнозии добавляется апраксии - нарушения движений, которые связаны с пространственной ориентировкой. При поражении зоны ТПО также возникает семантическая афазия - нарушается понимание логико-грамматических конструкций, т.е. в основе опять лежит пространственный фактор. Мышление тоже нарушается - больной не понимает логико-грамматических конструкций и он не в состоянии понять условие задачи. (На одной полке в 2 раза больше книг, чем на другой). Чтение и письмо тоже нарушается, т.к. нарушается функция пространственной ориентации. Одна главная причина - нарушение пространственного компонента того процесса, с которым мы имеем дело. Пространственный фактор.

Постцентральные отделы теменной области.
На первое место выходит кинестетический фактор, т.е. фактор, который связан с получением информации относительно частей тела и состояния. Движение нарушено с точки зрения кинестетической. Симптом - рука-лопата, когда больной не дифференцирует те движения, которые нужно выполнять, он не чувствует положение и состояние своей руки. Речь нарушена, потому что больной не чувствует кинестезии, идущей от его артикуляторного аппарата. Письмо нарушено, т.к. оно требует кинестетических схем. Когда мы пишем устоявшийся стереотип - то проблем не возникает. Причина снова одна - нарушение кинестетической схемы тех процессов, которые включают в себя моторные компоненты.

Премоторная область.
Кинетический фактор. Снова нарушение целого ряда процессов, которые включают в себя моторный компонент. Движение нарушено с точки зрения возможности выполнения кинетической мелодии, инертных стереотипов, персевераций. Речь нарушена. Письмо нарушено (мишкины шишки). Физиологический механизм этого нарушения - нарушение механизма иннервации - денервации групп мышц.
Лобные отделы мозга.
Фактор программирования, регуляции и контроля психической деятельности.
Медиальные отделы
Лобные и височные отделы мозга.
Нарушение эмоций, памяти и т.д.
Таким образом, мы видим как бы наборы: разные зоны мозга - разные факторы, которые связаны с разными зонами мозга, и разные наборы симптомов, характерных для разных участков мозга.


Принципы синдромного анализа нарушений ВПФ. Нейропсихологический синдром.
1. Одна и та же психическая функция может нарушаться при поражении разных участков мозга. Но при поражении разных участков мозга психическая функция будет нарушаться по-разному. Это связано с тем, что при поражении разных участков мозга нарушается работа разных звеньев функциональной системы соответствующей психической функции.
2. Патология той или иной мозговой зоны может привести к нарушению целого ряда психических функций. Тогда мы имеем дело со случаем, когда одна мозговая зона является общим звеном для разных функциональных систем, соответствующих разным психическим функциям.
Синдром, как набор симптомов, нарушения конкретной психической функции при поражении определенного участка мозга. Например, если мы говорим о синдроме семантическая афазия, или кинетическая апраксия, о синдроме лицевая агнозия - это означает, что в этом синдроме нарушения конкретной психической функции мы рассматриваем набор симптом, свойственных этой форме нарушений.
Но более описание синдрома как симптома-комплекса закономерного сочетания симптома, где симптомами выступают нарушения разных психических функций при поражении конкретного участка мозга. Например, при поражении зоны ТПО мы можем говорить, что в этой ситуации нарушаются разные психические функции: зрительное восприятие (т.е. функция восприятия), движение, мышление и т.д., т.е. можно рассмотреть целый набор симптомов нарушения разных психических функций. Это второе принятое рассмотрение понятия синдрома.
Принципы системного анализа
1. Принцип качественной квалификации симптомов нарушений психических функций. Качественная квалификация предполагает выяснение того, какой характер носят наблюдаемые расстройства, т. е. в силу какой причины, в силу какого нейропсихологического фактора проявляются выявленные нарушения психической функции или симптома.
Мы предъявляем больному тест на счетные операции 100-7. Больной выполняет этот тест. С количественной точки зрения мы видим, что одним больным сделано 2 ошибки и другим сделано 2 ошибки, т.е. эти два больных как бы идентичны. Но в первом случае проявляется симптом инертного стереотипа, когда больной инертно выполняет одну и ту же операцию. В другом случае нарушение связано с другим симптомом - пространственные нарушения. То есть, мозговые поражение находятся в разные отделах мозга. И только после качественной оценки можно проводить количественную оценку и ставить балл больному
2. Сопоставление всех симптомов, которые наблюдались при поражении одного участка мозга. С одной стороны это выявление функций, которые оказались нарушенными, т.е. выявление негативных симптомов. Выясняется, для каких психических функций длинный участок является основой. С другой стороны нужно выявлять такие психические функции, какие оказались сохранными, для каких психических функций этот участок мозга не является основой. Поражение зоны ТПО приводит в нарушению пространственного типа в различных психических функциях. Сравнение сохранный и нарушенных функций позволяет нам понять структуру психической функции и выделить те факторы, которые являются общими для одних процессов и не входят в другие процессы.
3. Выявление нейро-психологического фактора. Выделение того общего, что лежит в основе наблюдаемых симптомов. В каждом синдроме симптомы сочетаются друг с другом закономерно.
4. Принцип выделения первичный, вторичный, третичных следствий поражения участка мозга. Первичными являются нарушения, которые связаны с нарушением того звена психической функции, которое прямо соотносится с работой данного участка мозга. Нарушение речепонимания, письма под диктовку. Это вторичные следствия поражения определенного участка мозга. В то же время функциональная система, которая связана с речепониманием и речепроизводством производит функциональные перестройки, которые связаны с этим дефектом, которые возникают у больного. Когда больной говорит, он слышит неправильно, и в этой ситуации больной переходит от плавной развернутой речи к использованию в речи слогов отдельных эмоциональных восклицаний и т.д. Больной понимая, что он не может сказать так как он хочет пытается сократить плавное речевое высказывание. Это компенсаторная перестройка.

Комментариев нет: