Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова факультет психологии
Одной из новых, интенсивно развивающихся в последние годы отраслей клинической психологии является психология телесности.
Основной научной дисциплиной, в русле которой развивалась психосоматика в течение последних десятилетий, как в западной, так и в отечественной науке, стала медицина. Включенность психосоматической проблематики в логику развития общемедицинского знания привела также к тому, что в настоящее время термин "психосоматика" оказался целиком и полностью отнесенным к области патологии, а само обращение к этому понятию стало рассматриваться как однозначное указание на наличие патологических явлений, связанных с действием патогенных психологических факторов. При таком подходе за рамками научного анализа оказалась обширная область психосоматических проявлений в норме. Само существование последних у здорового человека едва ли может вызвать сомнение: здесь достаточно сослаться на хорошо известные психологам явления мобилизации психических и телесных ресурсов человека в ситуации решения сложной и ответственной задачи, а также феномены аффективной дезорганизации с выраженными телесными компонентами.
С нашей точки зрения, теоретически плодотворной переформулировке проблемы психосоматики препятствует устойчивый предрассудок, согласно которому собственно человеческое в человеке ограничивается психикой, телесность рассматривается как совокупность биологических условий развития психики, а в конкретном психологическом анализе представлены только мозг и правая рука. Остальная же реальность организма всецело исчерпывается содержанием того, что дают естественные науки (физиология, анатомия, биология и т.д.).
Таким образом, первая (и основная) задача, которая возникает перед психологами, обратившимися к психосоматической проблематике, - поиск собственного предмета исследования в этой области, выделение круга научно-психологических проблем и обозначение путей их разрешения.
Качественно изменить представление о телесности позволяет культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского.
Согласно общей гипотезе, все, с чем имеет дело человек, в том числе и его тело, дано ему в культурно преобразованном виде, заключено в определенную исторически и культурно детерминированную перспективу. Телесность человека рассматривается как феномен, имеющий культурно-историческую детерминацию. В процессе онтогенеза именно тело становится первым универсальным знаком и орудием человека. Знаковое опосредствование меняет структуру телесного опыта, который невозможно понять только из анатомии, физиологии и других естественных наук. Развитый психосоматический феномен, включающий в себя телесные действия, когнитивные и смысловые регуляторы, приобретает черты Высших Психических Функций (ВПФ): социальность, опосредствованность, возможность произвольного контроля.
Таким образом, мы полагаем, что основу системного подхода в психологии телесности и составляет представление о ней как о культурно-детерминированном и психологически опосредованном явлении.
Тезисно обозначим основные этапы методологического анализа:
1. Необходим пересмотр представлений о механизмах и путях развития телесности. Утвердившаяся научная традиция предполагает рассмотрение 2-х аспектов развития ребенка: физического и психического. На самом деле должен быть выделен еще один аспект - ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Это зарождение на ранних этапах постнатального развития психосоматической связи, ее закономерное становление и укрепление на последующих этапах онтогенеза. Вслед за Выготским, мы полагаем, что главным психологическим содержанием культурного развития является освоение знаково-символических форм регуляции, трансформирующей природно-заданные потребности, телесные функции, либо создание новых психосоматических феноменов (образа тела, образа боли и др.). Ход этого развития (также как физического и психического) может быть нормальным и аномальным, отклоняющимся.
2. Необходимо эмпирически и теоретически выделить психологическое звено - единое в процессе нормального психологического онтогенеза телесности (линия развития) и в процессе симптомообразования (линия дефекта). Конкретные формы воплощения знаково-символической регуляции - смысловые, когнитивные, эмоциональные механизмы, - являются центральными симптомообразующими факторами в случае патологии. В контексте культурно-исторического подхода уже с самого начала возникает возможность различения психосоматического феномена и психосоматического симптома (напомним, что в психоаналитической трактовке эти понятия совпадают). Психосоматический феномен не тождествен психосоматическому симптому, но оба они являются закономерным следствием социализации телесности человека, т.е. его психосоматического развития. Психосоматические симптомы (хотя бы часть из них) по своему генезу есть отклонение хода нормального психосоматического развития.
3. Анализ телесности как иерархически организованной квазисистемы означает не только выделение "интраиндивидных" подсистем (физиологических, психофизиологических, интрапсихических), но и расширение представлений о мультикаузальности телесных феноменов за счет изучения интерпсихологического уровня регуляции. На ранних этапах социализации телесности данный тип регуляции является центральным, обеспечивая поступательность и закономерности психосоматического развития; у взрослых он может выступать как ведущий психологический фактор симптомогенеза (например, в случае конверсионных расстройств), обслуживая процессы нарушенной коммуникации.
4. Адекватным инструментом системного подхода к явлениям телесности может служить синдромный анализ. В клинической психологии нейропсихологический и патопсихологический синдромы давно утвердили себя как эвристичные и прагматичные способы не только описания феноменологии нарушений, но и определения психологических механизмов аномалий. В психологии телесности также может быть рассмотрен особый тип синдрома - ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО, включающий в себя не только механизмы психофизиологического, интрапсихического уровня регуляции, но и факторы социальной ситуации развития телесности как важнейшие детерминанты симптомообразования. Разное содержание психологических факторов симптомогенеза, в зависимости от возраста и достигнутого уровня опосредования телесности, означает не тождественность психологического синдрома клинической картине телесного расстройства. Одному клинически определенному расстройству могут соответствовать несколько психологических синдромов. Один и тот же клинический симптомокомплекс в разных синдромально психологических контекстах приобретает психологическую многозначность, поскольку разные культурные, знаковосимволические механизмы участвуют в его становлении. Например, при ступ одышки может воспроизводить привычный стереотип реагирования, освоенный в детстве, может быть элементом невербальной коммуникации, передающим личностно-значимые смыслы отношения и т.д. Так как различен психологический смысл симптома, то и возможности психотерапевтического воздействия на него будут различаться в соответствии с возрастными трансформациями и ведущими механизмами симптомообразования.
Основное содержание психологической диагностики, осуществляемой в рамках психосоматического синдромного анализа, должны составлять, во-первых, механизмы знаково-символического опосредования, которые выступают в двоякой роли: как фактор развития психологической регуляции телесности и как психологический механизм психосоматического расстройства, и ,во-вторых, история их мультикаузальной детерминации (интра- и интерпсихологической). А модель психотерапии, адекватная указанным методологическим основаниям психологии телесности, должна быть возрастно-специфической и деятельностной, т.е. быть психотерапией знаково-символического ОПОСРЕДОВАНИЯ.
Таким образом, представление о телесности как о культурно-детерминированном и психологически опосредованном явлении не совпадает с утвердившимся в медицине взглядом на психосоматическую проблему. Эти различия носят принципиальный характер:
- в психологии телесности в феноменологическое поле включаются не только психосоматические расстройства, но и феномены нормы, их возрастная динамика, психологические механизмы развития телесности;
- в психологии телесности, как во всей психологической науке, одним из центральных становится понятие "развитие", которое в данном контексте можно обозначить как "психосоматическое";
- в психологии телесности не только декларируется, но и раскрывается в новом контексте активная роль субъекта в преобразовании и развитии телесных феноменов;
- в психологии телесности получают новое наполнение понятия
"психосоматический симптом и синдром", "психосоматическое единство".
Комментариев нет:
Отправить комментарий