Пользовательского поиска

Шпоры по психологии

Гештальт-терапия
Гештальт – образ, целостность. (Нем). Происх-е отображ-е единство, завершение.
Цель ПТ – достижение целостности л-ти, чтоб была свободной в выборах, чтоб л-ть была аутентичной (целостность и гармония)
Корни:
1.ПА
2. Экзистенциальный ПА
3. Телесно-ориентирован.
4. Восточная философия (медитация, визуализация)
5. Сп-б анализа происх-го с ч-м здесь и сейчас. Aboutism – говно
Подходит для: - невротики (избыточная саморефлексия)
- личностные расстройства и мягк. Шиза
- психосоматика (проговариваем и изб-ся от алекситимии)
Л-ть:
Биолог + соц-е
Движ силы: «финальные цели»
«социальные роли»
роли, игры => привычки (лжехарактер)
Человек сам за всё ответственен (в 1-ю очередь – за себя)
Осн.понятия:
1. Фигура и фон
2. здесь и сейчас
3. граница-контакт
зоны, с кот-ми строится контакт:
1) внутренняя (тело)
2) внешняя (сенсорн.сигналы)
3) средняя (фантазии, мысли) – застрев-е => невроз
защиты:
1. проекция
2. интроекция
3. слияние (конфлюенция)
4. ретрофлексия
5. дифлексия (смещение)
Патология – приостановка или прерывание роста и развития
5 её ур-й:
1. Ур-нь фальши (ч-к игр-т роли из-за страха отвержения другими)
2. фобический (детские катастрофич. Убеждения)
3. тупика (болезн.точка безысходности, пон-т,что оптраться м только на себя)
4. имплозивный (Ур-нь кататонии. Чтоб жить, надо пощупать смерть)
5. эксплозивный
Методы:
1.Горячий стул
2. диалог – полярностей
3. игра в проекцию
4. игра в превращение
Групповая психотерапия
ГП - это лечение взаимод-й. Это живой опыт, полный догов-ми и огран-й, возм-ть безопасно узнать, что люди думают о тебе.
POP:
1. Экон.ф-ры
2. Возд-е и рез-т ярче индивид-й ПТии
3. Уник-я возм-ть прожить собств. жит-е соб-я.
Преимущества групповой работы:
1. группа – микрокосм
2. возм-ть получить обратн.связь и поддержку
3. м.б. зрителем (отождествление)
4. личн. рост
5. экономич. выгодно
Лакин процессы, которые, по его мнению, являются общими для психокоррекционных групп. Группы:
1) облегчают выражение эмоций;
2) создают чувство принадлежности к коллективу;
3) побуждают к самораскрытию;
4) знакомят с новыми образцами поведения;
5) позволяют сопоставить личностные особенности отдельных членов группы;
6) способствуют распределению ответственности между руководителем и остальными участниками
Психокорр. группы можно разделить на четыре категории (Cohen and Smith, 1976):
-группы организационного развития или решения проблем;
-группы обучения руководителей и развития межличностных навыков;
-группы личностного развития;
-терапевтические группы.
Основания для деления:
1) степень, в какой руководитель группы сохраняет за собой доминирующую роль в организации группы и управлении ее работой, и 2) значение, которое придается эмоциональному стимулированию членов группы по сравнению со значением, придаваемым рациональному побуждению к работе в группе.
(Нанкины лекции)
Задачи групповых ПТвтов
1. Создание и поддержание групп. Создание микрокосма гр, усл-й, обеспеч-я жизнед-ти гр
2. Строительство гр. У терапевта в гр – лидирующая позиция. Он должен постоянно держать всю группу в фокусе и каждого по отдельности. Терапевт д стремиться к меньшей директивности. Тер-т д создать культуру гр, максимально соотв-й контексту гр. Он д обеспечить свободу взаимодействия..
Возможны нормы, устанавл-е группой. Нормы есть в любой группе и они всегда изм-ся по ходу жизни группы. В ПТской группе больше происходит оперантное научение нормы. ПТвт м явл-ся эталоном норм.
Пр. Оговаривается ответственность гр за самофункционирование.. Норма-самораскрытие. Никто не будет наказывать ч-ка за то, что он раскрылся, не б.манипулировать этой инф-й – это проговоренная норма.
Нормой явл-ся установл-е возможности гр для самой себя.
3. Принцип «здесь и сейчас»
Коммуникация о коммуникации = живой опыт сейчас. ПТвт д провоцировать здесь и сейчас коммуникации. !!! Содержание всегда вторично по отн-ю к процессу = жить сейчас + разъяснять – задачи ПТвта
Групповая динамика
- процесс того, как группа живёт, по каким мех-м, на что она опирается, наиб частые феномены группового процесса, роль девиантного персонажа группы, борьба за власть, доминирование, групповая реакция на уход и т.д.
1. Ялом
ГТ- это межличностная тер-я, акцент на межличностных коммуникациях
Психодрамма
Классическая психодрама – это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу, является таким видом драматического искусства, который отражает действительные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников.
Социограмма – специальная схема межличностных отношений, отражающая направленность аттракции, отвержения и безразличия в группе.
Спонтанная
Действующие лица:
Клиент-протагонист
ПТвт – режиссёр/директор
Участник – дубль
Все остальные роль – вспомогательное Я
Ржут – аудитория
Драмы: -исследовательские
- корректирующие
- комбинирующие
От специфики клиента: 1) на психосоматику
2) на психологич. травму
Стадии (структура)
1. Разогрев – актуализац. проблемы Любые техники
2. Выбор протагониста
3. Разыгрыв. д-я (от 15 до беск)
4. шеринг (флэш) Обмен переживаниями. НЕЛЬЗЯ интерпретировать
5. Деролинг
6. ПТ гр – процессинг
Проф.гр – процесс-анализ
6 – на след встрече. Правило 48 час.
Правила:
1. Все д поддерж-ть протагониста
2. Отказываться нельзя

Комментариев нет: